ЧОУ ДО "Ивановский образовательный центр"

!РЕКВИЗИТЫ для оплаты!

Глобусенок

- поможет Вам вырастить умного, талантливого, здорового,
а главное – счастливого ребенка

Что делать при нарушениях речи?

Нарушения речи – что же делать?


Как любая психическая функция, речь не имеет одного конкретного места в головном мозге. Это система, включающая в себя различные его участки и связи между ними, которая формируется постепенно. Затруднить это формирование могут как физиологические факторы (патологии внутриутробного развития, родовые травмы, повышенное внутричерепное давление, дислексия в результате генетической предрасположенности, психические расстройства, физические травмы, снижение слуха, заболевания головного мозга, недоразвитость мускулов рта и лица), так и социальные (мало общения со сверстниками, неразвивающая, бедная, ограничения среда ребенка).


Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Самые распространенные речевые нарушения у детей с 3 до 7 лет: дислалия, задержка психоречевого развития (ЗПРР), дизартрия, общее недоразвитие речи (ОНР), алалия, задержка речевого развития (ЗРР), нарушение строения артикуляционного аппарата, темповая задержка развития речи, афазия, дислексия, дисграфия, смягчение, озвончение/оглушение, проблема со слухом, педагогическая запущенность, недостаток внимания.


Будьте внимательны к своему ребенку, повсеместно следите за его развитием и при любых задержках или отклонениях обращайтесь к специалистам – неврологам, логопедам, психологам и нейропсихологам, дефектологам. Педагогические занятия на развитие памяти, мышления, логики обязательны.


Знание возрастных норм речевого развития поможет вам избежать ненужных волнений или вовремя обратить внимание на нарушение. Дети, стойко отстающие на один возрастной период от норм развития, относятся к группе риска, и должны быть обязательно проконсультированы детским психологом и логопедом.


Каковы же нормы?


4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.


5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.


В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.


ВАЖНО: Любое отклонение — повод не для паники, а для веселых игр, направленных на тренировку недостающих навыков. Регулярно занимайтесь с ребенком, не пускайте все на самотек.