ЦЕНТР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Глобусенок

- поможет Вам вырастить умного, талантливого, здорового,
а главное – счастливого ребенка

Ребенок и мультики - нужен ли контакт?

Ребенок и мультики – нужен ли контакт?

 

Консультирует психолог центра интеллектуального развития детей «Глобусенок» Ирина Сидорова

                 

Как не включить малышу мультфильмы на телевизоре, планшете, телефоне или каком-нибудь другом гаджете, пока мама занята? Когда нужно выкроить время на работу, когда нужно развлечь, чтобы ребенок не капризничал? Конечно же, родители при этом задаются вопросами, насколько вреден, например, телевизор или планшет для ребенка, что можно смотреть и как долго.  Ведь минусы использования такого способа развлечения давно уже всем очевидны:

 

  1. Около 90% информации человек получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира важно правильное формирование зрительной системы ребенка. А в правильном развитии зрительной системы большую роль играют зрительные нагрузки. Которые получаются чрезмерными при злоупотреблении мультфильмами.

  2. Несомненно, просмотр телевизора, планшета и прочих гаджетов – это не только нагрузка на глаза, но и на психику ребенка. Вспомните знаменитый тест Люшера, когда человеку предлагают определенный набор цветов, и он выбирает те, которые соответствуют его настроению. Задавая ребенку определенную цветовую гамму, можно ввести его в определенное состояние, например, уныния, апатии, агрессии, саморазрушения. Кроме того, слишком быстрая, резкая смена кадров может нарушать течение естественных ритмов функциональных структур формирующегося мозга и всего организма.

  3. Сажая ребенка перед телевизором или планшетом, мы приучаем его к пассивному образу жизни. Он не занимается активной деятельностью, не пытается самостоятельно решить познавательные задачи.


Безусловно, полностью избежать контакта ребенка с телевизором, планшетом и прочими «развлекательными» устройствами в современном мире вряд ли получится. Да, пожалуй, и не стоит этого делать. Но для минимизации вредных последствий родителям важно соблюдать очень простые рекомендации.

 

Начните с себя. Телевизор для многих мам и пап нередко является важной частью их жизни. Ведь иногда так хочется уйти от бытовых проблем, от повседневной рутины и, уютно устроившись на диванчике, погрузиться в чужую, такую сказочную жизнь. Что делает ребенок?  Конечно же, с удовольствием усаживается рядышком. День за днем малыш привыкает проводить свободное время перед экраном, а иногда есть и даже засыпать перед ним. В итоге, с первых дней жизни наши дети становятся телезависимыми. Не следует полностью избегать контакта с телевизором, но необходимо постараться по максимуму ограничить его просмотр совместно с малышом.

             

Важно помнить, что телевизор часто становится причиной переутомления ребенка.

 

Фильтруйте то, что смотрит ребенок. Несомненно, мультфильмы - это не только развлечение. Живые, яркие, быстро сменяющиеся картинки прикасаются к чувствам детей, удовлетворяют их познавательные потребности, что является основным условием успешного развития.

 

Какие мультфильмы разрешать смотреть? Важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка, то есть вся польза, которая есть в мультфильме (эстетическая, культурная, духовная, интеллектуальная), была «доставлена» ребенку. Помогайте ему получать эту информацию, комментируйте события и действия героев, отвечайте на вопросы.

 

Какие фильмы, мультфильмы, игры и передачи стоит ограничивать либо вообще исключать из просмотра?

 

  • Мультфильмы, в которых присутствуют искаженные образы (например, одноглазые фиолетово-треугольные сущности).

  • Фильмы ужасов, триллеры, фентези, в которых негативное поведение героев выдается за нормальное. И все это ребенок постепенно переносит с экрана в реальную жизнь.

  • Передачи, развивающие порочные наклонности.

  • Программы, формирующие искаженное представление о мире.

 

И здесь хочется обратить ваше внимание на сюжеты, казалось бы, полезных и развивающих современных мультиков. Очень правильные вещи заметила Виктория Алексеева, мама любознательной малышки Аришки и автор проекта «Мама – лучший педагог». Например,  в одной из серий "Аркадия Паровозова" вроде бы все замечательно: разыгрывается ситуация с детьми, где они поступают неосмотрительно, их спасает Аркадий Паровозов. В конце надпись на экране и внушение: «Так делать нельзя!». Казалось бы, это обучающая серия, посвященная безопасности детей. А вот если копнуть поглубже... Девочка и мальчик ведут себя неправильно, в итоге с ними может случиться та или иная беда. Но в последний момент их спасает местный супер-герой. И …ВНИМАНИЕ!... поощряет подарками! Мораль сей басни такова: не слушайте, дети, взрослых, поступайте, как хотите, творите, что вздумается.

Ничего страшного, в последний момент вас обязательно спасет какой-нибудь герой, да еще и подaрoчки вручит, по головке погладит...

 

Конечно, в конце делают предупреждение: ай-ай-ай, так делать нельзя! Только этих «нельзя» вокруг детей столько... подумаешь, сказали с экрана чего-то там не делать. Обычно они не воспринимают эту информацию. А вот то, что вынесено в мораль, считывается ими на раз-два. И если вы уж включаете ребенку такие мультики, то обязательно обсуждайте этот момент: супер-герои вокруг нас не летают, нас от бед не спасают, и нужно думать своей головой, как поступать в тот или иной момент.

 

Сколько времени ребенок может проводить перед экраном?

 

Многие психологи сходятся во мнении, что детям до полутора лет смотреть телевизор или планшет не следует вообще.

От 1.5 до 3 лет время просмотра должно быть ограничено до 15 минут.

Для ребенка от 3 до 7 лет достаточно 25 минут в день.

Для школьника младшего и среднего звена – 40 минут в день,  для старшего – не более 2 часов.

 

Телевизор/планшет нужно смотреть только в положении сидя. В вечернее время - с дополнительным освещением в комнате, ни в коем случае не в темноте.

 

Как избежать зависимости от гаджетов и телевизора?

 

  • Ответьте себе на вопрос: «Сколько времени вы сами проводите у     телевизора?»    Начните с себя, ограничив время просмотра телепередач. Выключайте телевизор, когда вы его не смотрите, занимаясь важными делами

  • Категорически запретите ребенку смотреть мультики, когда он ест или выполняет какое-либо ваше поручение.

  • Если ребенок маленький, тщательно подбирайте для него передачи для просмотра (мультфильмы, фильмы и образовательные программы). Если ребенок постарше, то обсудите вместе, какие передачи ему больше нравятся, и какие он обязательно хотел бы посмотреть. Если вы против той или иной передачи, объясните ребенку, почему именно. 

  • Старайтесь проводить больше времени с ребенком, придумайте ему интересное занятие, привлеките к работе по дому (обозначив, как это важно для вас). Помните, что нельзя заменять личное общение телевизором или гаджетами, в каком бы возрасте ни был ваш ребенок.